Снайпер — один из самых актуальных казахстанских
диджеев. Начав свою карьеру в середине 1990-х годов, он вошел в историю
становления клубной культуры страны, сам став тем, кто эту историю
творит. Ведущий нескольких радиопрограмм о танцевальной музыке,
продюсер, завсегдатай самых громких танцевальных мероприятий города
и страны, урожденный Денис Рощупкин рассказал музыкальному обозревателю
«Каравану» о своей работе.
— На этих выходных, я знаю, тебя не было в городе. Где ты
еще играешь, кроме Алматы?
— Практически во всех городах Казахстана, включая самые небольшие,
где и клубов-то нет, а под клубом может пониматься шашлычная со звучащим
магнитофоном. Наиболее часто посещаемые мною города — это Астана, где,
правда, сейчас наблюдается конкретный спад, и Атырау, куда мы — то есть
я, Тимофей, Серега, dj Man
и Саша Кох — летаем по два-три раза в месяц. Там можно
играть ту музыку, которую в Алматы играют во многих клубах. Хотя то,
что звучит в Da Freak, играть не получается.
— То есть то, что ты ставишь в Da Freak, больше нигде ставить
не можешь?
— Не только я. Главная проблема всех периферийных мест — то, что там
востребована только веселая музыка, какие-то электро-хаусовые ремиксы,
римейки на знакомые композиции. Народ приходит в клуб и ждет мелодию,
которую слышал по телевизору. А в Da Freak люди однозначно знают,
что ничего знакомого они сегодня не услышат. Там аудитория настолько
легко относится к экспериментам диджея, что можно поставить что-то
совсем нетанцевальное, и люди не будут смотреть на тебя, как на идиота.
Но если ты за пределами Алматы не будешь играть что-то знакомое,
ты обречен. Народ разойдется. И приходится подстраиваться, что-то
придумывать, стараясь не прогибаться.
— Насколько я знаю, ты известен как успешный коммерческий
диджей. Ты не такой уж экспериментатор, если на то пошло.
— Трудно говорить о себе как об экспериментаторе или представителе
авангарда. Но то, что играю я, вовсе не коммерческая музыка. Я не играю
никакие хиты из телевизора. Все, что является хитами в моем случае,
я сам такими сделал. Моя программа на радио состоит сплошь из новой
музыки, и все мои сеты, где это возможно, состоят только из новой
музыки.
— И откуда такая популярность?
— Я играю с 1995 года без перерывов. То есть на протяжении 15 лет
выступаю каждую неделю. Кроме того, у меня с 1997 года проекты на радио.
И его силу нельзя недооценивать. Это проблема молодых диджеев, которые
думают, что сейчас они придут в клуб, накачав в Интернете каких-то
треков, и взорвут танцпол. Они ошибаются. Вначале ты должен найти свою
аудиторию, а найти ее можно только при помощи радиостанции. А из молодых
диджеев в Алматы так не поступает никто. Есть люди, которые начали
заниматься этим на радио давным-давно. Причем никакого блата там не
было. Те, кто хотел, пришли с хорошей идеей и открыли собственную
передачу.
— Если посмотреть на танцевальную сцену Алматы, то в нашем
городе в основном популярен хаус. В то время как по всему миру гремят,
скорей, трансовые диджеи, и наибольшее количество народа собирают
транс-вечеринки.
— Транс когда-то культивировался и у нас. Сейчас его стали играть
меньше, потому что, чего уж здесь скрывать, транс — музыка не совсем
трезвых людей. Те, кто слушает хаус и диско, более адекватны, чем те,
кто слушает транс. По крайней мере, из них никто не «путешествует в иные
миры» во время дискотеки. Может, и среди них встречаются не совсем
адекватные персонажи, но они хотя бы находятся в себе. Те, кто слушает
транс, зачастую с трудом верят в то, что они люди вообще.
— Ты не любишь транс?
— Я очень люблю транс. Это прекрасная музыка, но все, что ее
окружает, не совсем нужно нам. И говоря, почему транс не так популярен
в Алматы, стоит, вероятно, отметить, что дело в самих трансовых диджеях,
которые не очень активно двигали свою музыку. Хотя сейчас появились
такие ребята и на радио Energy. А значит, не за горами и более массовые
трансовые вечеринки.
— Ты же последние годы усиленно продвигаешь тек-хаус. Почему?
— Сейчас тек-хаус является передним краем танцевальной музыки.
Мои пристрастия менялись вместе с тем, как менялся хаус. До этого
это был прогрессив-хаус. Еще раньше мы с диджеем Серегой отдавали
предпочтение клубному хаусу, одновременно с этим играли брейк-бит,
драм-н-бейс, трип-хоп и вообще разную электронику. В то время было
больше качественного продукта. Чуть позже эти мощные музыканты,
погнавшись за деньгами, ушли в хаус. Никто не парится сейчас, зачем
делать то, что с трудом понимает аудитория? Лучше делать то, что с ходу
хавается и приносит конкретные деньги прямо сегодня. В этом проблема
андеграундных стилей и направлений — там не осталось по-настоящему
мощных мастеров, они все ушли в сторону более простой музыки.
— То есть ты соглашаешься с тем, что музыка, которую
ты играешь, она простая?
— Мне кажется, в этом залог ее успеха — простота и доступность.
И конца этой всенародной любви нет. Ведь хаус в отличие от других стилей
не ограничил себя рамками. И самые мощные силы современной музыкальной
индустрии работают в этом направлении. Поэтому эта музыка прогрессирует,
меняется и остается актуальной. |